Конспект по русскому языку

Предмет: русский язык
Класс 4
Тема: Глаголы II спряжения.
Цель: готовность в конце урока выполнить тест по теме «Глаголы II спряжения»

Задачи:

создавать условия для:
-ознакомления с глаголами-исключениями;
- развития орфографической зоркости;

способствовать:
- формированию умения выбирать способ определения спряжения глагола;
- уточнению знаний об особенностях глаголов I и II спряжения;
-развитию познавательную деятельность учащихся, умению работать в парах, индивидуально, фронтально;
-формированию интереса к урокам русского языка;

обеспечить:
- осознание учащимися нового материала

Оборудование: доска, индивидуальные карточки, ЛСМ, смайлики, тест, учебник.

Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап.
Традиционно начнём урок русского языка с подготовки  наших рук к письму. Выполним пальчиковые упражнения.
«Ребро-ладонь-кулак»
«Колечко»

II. Этап проверки домашнего задания.
У вас на столе  лежат листочки с буквами. Зачеркните буквы Б, В. Ч.

БСВПЧРБЯЧЖВЕБЧНВИБЕ   ГЧЛБАВГОБЛЧОВ

Какие слова у вас получились? (спряжение глаголов)
Вспомним алгоритм определения спряжения глаголов. В этом нам
поможет наша логико-смысловая модель (далее ЛСМ).(у каждого учащегося индивидуальная ЛСМ)
Этот алгоритм помог вам при выполнении домашнего задания. Откройте тетради, проверим домашнее задание.
Прочитайте глаголы I спряжения. Какие окончания? ( -ут, -ют)
Прочитайте глаголы II спряжения. Какие окончания? ( -ат, -ят)
Выполняя домашнее задание, вы заметили, что определить спряжение глаголов можно определить и по 3-му лицу множественного числа.
(За время проверки домашнего задания один ученик выполняет задание в индивидуальной карточке).

III. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
Запишите число, классная работа.

Минутка чистописания.
Посмотрите на доску. Записаны окончания
Оть, ать, ять, еть, ыть, уть, ить.

Какое окончание лишнее? Почему?
Запишите, на что оканчиваются глаголы I спряжения. Обращаю ваше внимание на верхнее соединение букв, высоту букв.

На доске записана и пословица. Запишите её.
Успех в учёбе зависит от умения работать.

Как вы понимаете смысл этой пословицы? Это и будет девизом нашего урока.
Найдите глаголы. Докажите, что эти слова глаголы. В этом помогут вам ЛСМ. (учащиеся определяют число, время, лицо)
Определите спряжение глагола работать, зависит.
Где у вас возник спорный вопрос? (зависит)

IV. Сообщение темы. Постановка целей урока.
Какого спряжения данный глагол? I или II спряжения?
И на этот вопрос мы должны ответить в конце урока. Всегда ли глаголы, оканчивающиеся на –еть – это I спряжение? Вот это нам и предстоит узнать на уроке.
Это слово не подчиняется правилу. Это слово-исключение.
Значит, какая тема урока? (слова-исключения ). А цель – определять спряжение глаголов и правильно писать окончания.

IV. Этап ознакомления с новым материалом.
Это слово не одно. А какие ещё есть слова-исключения мы узнаем из учебника. Откройте учебник стр. 113, упражнение 192. Прочитаем стихотворение. (Чтение вместе с учителем, потом 1 ученик)
Что сказано про слова брить, стелить? Значит, если они не II спряжения, то какого?. Дополните ЛСМ.
Какие слова остались? Посчитайте сколько их. Какую букву нельзя в них писать?
Посчитайте сколько глаголов на –ать? –еть?
Дополните ЛСМ.
Сравним с правилом на стр. 114.
Постойте правильное высказывание о словах-исключениях (используется ЛСМ).

VI. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности.
А теперь проспрягаем глаголы из упр. 193. (письменно по 1 ученику у доски, остальные записывают в тетрадь)
Составьте предложение с одним из слов.

Физминутка.
Предлагаю немножко отдохнуть. Я называю действия, а вам надо не только его выполнить, но узнать глаголы-исключения.

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, пошагайте,
Повертитесь, посмотрите.
Встаньте на носок, на пятку.
Подышите, отдохните
И писать, друзья, начните.
Какие глаголы-исключения вы услышали?

VII. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.
А сейчас я вам предлагаю поработать в парах.
У каждой пары предложения. Вам надо вставить пропущенные буквы. Определить спряжение. Помните о глаголах-исключениях.

Карточка.
Корабль тон..т, он терп..т бедствие.
Кто смотр..т внимательно, тот увид..т, как отрыва..тся и пада..т осенний лист.
Ты не обид..шь собаку – и она не обид..т тебя.

Проверим. Слушаем внимательно. Если правильно, хлопните в ладоши. ( если неправильные ответы используем ЛСМ)
Предлагаю выполнить тест и проверить, как усвоили новый материал.
1. Определите строчку, где все глаголы являются исключениями:
А) рисовать, смотреть, гнать, читать.
В) гнать, держать, дышать, звать
С) смотреть, видеть, зависеть, вертеть
2. К какому спряжению относятся глаголы – исключения на –ать, -еть?
А) I спряжению
В)  II спряжению
3. Выбрать глагол с гласной «е» в личном окончании глагола:
А) держ.шь
В) гон.шь
С) рису.шь
4. Выбрать глагол с гласной «и» в личном окончании глагола:
А) дыш.шь
В) зна.шь
С) игра.шь
5. Сколько глаголов – исключений на –ать, -еть?
А) 10
В) 12
С) 11
D) 9

Взаимопроверка.
У кого нет ошибок, поднимите руки.
У кого 1 ошибка? 2 ошибки?
Выставление отметок.

VIII. Этап информации о домашнем задании.
Откройте дневники, запишите домашнее задание.

IX. Этап подведения итогов урока.
Вернёмся к нашей пословице. Слово зависит какого спряжения? Почему?
Какие глаголы-исключения отнесём к I спряжению?
Какие глаголы-исключения отнесём ко II спряжению?

X. .Этап рефлексии.
Предлагаю вам оценить свою работу на уроке:

  Я справился со всеми заданиями, тему урока усвоил.
  Не все задания я сделал самостоятельно.
 Мне было трудно на уроке, я не смог справиться с заданиями.


Комментариев нет:

Отправить комментарий