Конспект по чтению


Конспект урока литературного чтения 2 класс
Тема: В. Осеева "Просто старушка", «Потерянный день»
Цель: раскрытие главной мысли произведений В. Осеевой «Потерянный день», «Просто старушка»
Задачи:
 создавать условия для:
-ознакомления с произведениями В. Осеевой, с её творчеством;
-развития навыка правильного и осознанного чтения;
способствовать:
-развитию устной речи, словарного запаса учащихся;
-развитию логического мышления, внимания, воображения, зрительной памяти;
-развитию навыкам самоконтроля и саморегуляции;
содействовать воспитанию чувства уважения к пожилым людям, ответственности за свои поступки, доброжелательности.

Оборудование: логико-смысловая модель, портрет В. Осеевой, карточки, пословицы, поговорки

Ход урока
1.     Организационно-мотивационный этап.
- Добрый день! Придумано кем-то.
Просто и мудро при встрече здороваться.
Добрый день солнцу и птицам!
Добрый день улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть добрый день длится до вечера!

- Повернитесь друг другу лицом, улыбнитесь! Садитесь.
А у вас сегодня был добрый день? Я надеюсь, что и  после нашего урока он тоже будет добрым.

2.     Этап проверки домашнего задания

-Как всегда начнем наш урок с речевой разминки.
*повторяем вместе за мной:
МА-ма-ма – пришла снежная зима
Ег-ег-ег- все засыпал белый снег
Ки-ки-ки - любим мы играть в снежки
Ры-ры-ры -  качусь на саночках с горы
Оз-оз-оз - щиплет щеки нам мороз
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

*Посмотрите внимательно на парты. У вас лежат поговорки. Прочитайте их про себя, шепотом. Попробуйте запомнить и рассказать по памяти. Послушаем друг друга.
Жизнь дана на добрые дела. Худо тому, кто не делает добра никому. Друг в беде не бросит.
-Молодцы! А теперь подумайте, какая пословица подходит к рассказу, который вы читали дома.
-Как  называется рассказ, который  читали дома? Кто автор? (В. Осеева «До первого дождя») (вывешиваю лист ватмана)
-Посмотрите на карту, которую мы начали составлять на прошлом уроке. Составьте высказывание об этом рассказе.
-Кто составил  правильное, красивое высказывание? А мне понравилось…… Может кто-то добавит.
-Теперь проверим, как вы дома научились читать этот рассказ. Откройте учебники стр. 23. Читаем правильно, не торопясь, соблюдая знаки препинания, делая паузы. Начинает читать Никита, остальные следят,  продолжает Илья, следим пальчиком, будьте внимательны, теперь Валера
-Кто доволен своим чтением? Кто читал без ошибок? А мне понравилось, как читал……

-Как вы думаете можно ли назвать девочек подружками? Была ли у Тани и Маши  настоящая дружба?
Посмотрите на нашу карту  и скажите, какими чертами должен обладать настоящий друг. А у вас есть настоящий друг? Вас можно назвать настоящим другом?

3.     Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
Рисую стрелочки на карте.
-Как вы думаете, почему я рисую еще стрелочки? 
Правильно, потому что мы познакомимся с новыми рассказами В. Осеевой.   ( вывешиваю портрет В. Осеевой)
-Скажите, если это урок чтения то, что мы с вами будем делать? Читать правильно, выразительно, осознанно, отвечать на вопросы…..
-Много рассказов написала В. Осеева. ВЫСТАВКА. Кто главные герои ее рассказов? (дети)  Наверное,  нам и интересны эти рассказы.

4.     Этап изучения нового материала
- Как называется рассказ вы узнаете, если допишите буквы. Выйдите к доске. Почитайте, что у вас получилось? (читают все вместе, потом 1 ученик)
Потерянный день
И рассказ, который мы с вами будем читать, называется «Потерянный день». (делаю запись на ватмане)
-Как вы понимаете словосочетание «потерянный день»? О чем будет это рассказ?
-А теперь послушайте внимательно рассказ, ответьте на вопрос, кто главные герои рассказа?
-Понравился вам рассказ? А понравился ли вам Витя? Чем? Кто главные герои рассказа?  (Витя, брат, товарищ) (запись на ватмане)
 -переверните страничку, стр. 25. Рассказ «Потерянный день», приступим к чтению.  Начинает читать Никита, потом я вместе с Валерой, продолжает Илья, последний абзац читаете хором.
-Хорошо, мы с вами почитали рассказ, скажите, какой день называется потерянным. Найдите и прочитайте в тексте ответ на это вопрос.
-Что делал мальчик перед сном?
-Чему учит это рассказ? (беречь время. Запись на ватмане)
Подумайте, какими мы должны быть, чтобы беречь время, с пользой провести день? Подойдите к столу и найдите  черты характера
-организованными
-дисциплинированными
-аккуратными
-собранными
-внимательными
-неряшливыми
-ленивыми
(приклеиваю их на ватман)

Физминутка :
Вы,  наверное, устали?
-ДА!
-И поэтому все встали!
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели: «Ш-ш-ш».
Пошипели, помолчали
И, как зайцы, поскакали.
Поскакали-поскакали
И за кустиком пропали
-А мы с вами продолжаем знакомство с  творчеством В. Осеевой. Переверните страничку учебника стр.26. Почитайте самостоятельно название рассказа. Как называется рассказ? «Просто старушка» (запись на ватмане)
-Ребята, как вы думаете, о ком пойдет речь в рассказе? (о старушке)
-Сейчас я вам прочитаю текст, вы внимательно следите, а потом ответьте на вопрос, кто главные герои рассказа.
(чтение учителем)
-вам понравился рассказ? Кто главные герои ? ( Мальчик, девочка, старушка . Запись на ватмане)
-Прочитайте слова, которые я вам покажу. Уважение, зависть, доброта, злоба. Мы прочитаем текст, а вы ответьте на вопрос, какие из данных слов подходят к тексту.
Чтение по цепочке, потом самостоятельно.
-Какие из этих слов подходят? Почему вы так решили? (мальчик уважал старших, он был добрым, помог старушке)
-О чем этот рассказ? (о доброте) (запись на ватмане)
-Кто шел по улице?
-Что случилось со старушкой?
-Найдите в тексте и прочитайте ответ на вопрос, что сделал мальчик?
Найдите и прочитайте, о чем спрашивала девочка мальчика?
-Почему мальчик помог старушке.
- Давайте теперь их охарактеризуем главных героев. Какие они?
Илья выберет слова, которые характеризуют старушку: беспомощная, старая, беззащитная, добрая, злая.
Никита выберет слова, которые характеризуют мальчика: внимательный, заботливый, добрый, хороший, жадный, невоспитанный.
Валера выберет слова, которые характеризуют девочку: спокойная, безразличная, равнодушная, заботливая.
Вы согласны с ребятами или кто может дополнить?
(приклеиваю на ватман)

5.     Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
А теперь, давайте подумаем, какой рисунок можно подобрать к  данным рассказам? Нарисуйте. (коллективная работа на ватмане)
Работа с пословицами:
Илья составит пословицу
Жизнь на  дана дела добрые

Никита выберет пословицу, которая подходит  к рассказам
Друзья познаются в беде. («До первого дождя»)
Кто скоро помог, тот дважды помог. («Про старушку»)
Скучен день до вечера, коли делать нечего. («Потерянный день»)

Валера продолжит пословицу
Не бросай друга …… ( в беде)

-Вспомните, с какие вы читали рассказы В. Осеевой. Составьте самостоятельно карту. («Волшебное слово»)

6.     Этап подведения итогов.
-С какими рассказами познакомились? Глядя на нашу карту, составьте  высказывание
Понравилось ли вам высказывание, которое составил Никита? Илья? Валера?

7.     Этап сообщения домашнего задания.
Откройте дневники, запишите домашнее задание стр. 25-26 читать.

8.     Этап рефлексии.
Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек
·        красная карточка - было трудно, читал с ошибками, не понимал прочитанное
·        зеленая карточка - было приятно работать, на большинство вопросов знал ответы, правильно и выразительно читал
·        желтая карточка - знал ответы не на все вопросы, читал хорошо.

Вам понравился урок? (Поднимите руки)
У вас на партах солнышко . Выберите нужное настроение.  


Комментариев нет:

Отправить комментарий